?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у tov_tob в Харьковский метрополитен


Харьковский метрополитен, открытый 23 августа 1975 г., стал шестым в СССР и вторым в Украине. В настоящий момент в Харьковском метро насчитывается 29 станций, эксплуатационная длина трех линий составляет 37,35 км. 30-ю станцию "Победа" уже не первый год не могут домучать из-за перебоев с финансированием, при том, что тоннели к станции были готовы еще со времен открытия предыдущей "Алексеевской". Метрополитен в Харькове играет очень большую роль в городских перевозках - его доля около 50%, а среднесуточный пассажиропоток за 2012 г. - 654 тыс.

Будучи недавно в Харькове удалось немного поснимать и в метро. Харьковское метро имеет свой неповторимый и запоминающийся стиль; я в восторге от их односводов, различных объемных элементов, сочетания отделочных материалов, да и просто архитектуры в целом. О каждой станции можно было бы написать целую историю и показать с десяток фотографий, но столько времени на Харьковский метрополитен у меня, к сожалению, не было, поэтому из 29-ти действующих я отснял 19 наиболее интересных на мой взгляд.

1. Первое, с чего начинается любой метрополитен - покупка проездного билета или жетона. В отличие от метрогородов бывшего СССР, в Харькове с 2009 г. нет касс и система покупки проездных билетов полностью автоматизирована. На Западе это давно не новость, у нас подобные возможности только начинают развиваться. В целом и общем система сделана более менее гибко: есть разные варианты проездных билетов, каких-то особых сложностей непосредственно с покупкой билета я не испытал. Недостатки, которые я выявил лично для себя: малое количество номиналов принимаемых купюр на автоматах и, как следствие, необходимость искать размен в близлежащих киосках, а также субъективно небольшое количество автоматов на некоторых станциях. Продажа билета через автомат происходит дольше, чем в обычной кассе и периодически у автоматов накапливается очередь, которая движется не очень быстро.



Холодногорско-заводская линия

2. Первой станцией, которую вы увидите, приехав в Харьков на поезде, станет "Южный вокзал". Это одна из восьми первых станций Харьковского метро и одна из шести станций глубокого заложения. Сейчас это одна из наиболее людных станций по пассажиропотоку. Как видите, первые станции были лаконичны и просты, а изыски на них минимальны. Вполне характерный стиль для середины 70-х. Интересно, что в отличие от остальных станций Харьковского метро платформа "Южного вокзала" была изначально рассчитана на прием лишь 4-х вагонов. Уже после открытия станции платформу удлинили под 5-й вагон и один из входов в служебные помещения теперь выходит не в тоннель, как на раньше, а прямо на платформу.


3. Станция "Центральный рынок". Интересна тем, что колонны на станции появились не сразу, а как средство спасения станции в борьбе с грунтовыми водами. Все харьковские односводы первого пускового участка построены по упрощенной схеме - у них нет обратного свода, который повышает надежность всей конструкции, особенно в обводненных грунтах. На момент строительства станции местная гидрогеология была более щадящей, однако летом 1996 г. уровень грунтовых вод резко повысился и станция пришла в аварийное состояние. Для спасения станции под платформу были уложены сотни кубометров бетона и десятки тонн арматуры, а по оси станции были установлены колонны, выполняющие функцию усиления бетонного основания. Так в Харькове появилась своеобразная односводчато-колонная станция.


4. А так станция выглядела раньше. До реконструкции на своде были установлены светильники, напоминающие летящих в небе журавлей.


5. Среди первого пускового участка, имхо, более всех выделяется "Спортивная" благодаря узору из объемных бетонных элементов на своде. В отечественной практике метростроения такое решение применялось впервые и по мнению многих специалистов "Спортивная" является одним из наиболее удачных произведений архитектуры советских метрополитенов. В 2009 г. станцию дополнили тремя сине-желтыми лентами, символизирующими цвета ФК "Металлист" и национального флага Украины.


6. На втором пусковом участке, открывшемся в августе 1978 г., оформление станций стало богаче и разнообразней. Станция "Маршала Жукова" (бывш. "Комсомольская"):


7. Обратите внимание на плитку из металлоэмалевых элементов на путевой стене. Благодаря своей фактуре и формам в Харькове она смотрится прекрасно. Это вообще одна из главных фишек оформления харьковских станций.


8. Станция "Советской армии". Носила неоднозначное проектное название - "Сантехзавод". Станция названа в честь дивизий, освободивших город от фашистов в августе 1943 г. И на этой станции односвод решен неординарно с помощью перекрестных диагональных ребер.


9. Восточная конечная первой линии - станция "Пролетарская". Очень удачная цветовая гамма как по мне.


10. И еще такой ракурс:



Салтовская линия

В августе 1984 г. Харьковский метрополитен обзавелся второй линией. На мой взгляд, именно на ней сосредоточены самые удачные станции.

11. "Исторический музей". Конечная станция Салтовской линии и одновременно пересадка на "Советскую" первой линии. Посмотрите, как просто и в то же время изящно решены колонны: вроде ничего особого - мрамор и побелка без всяких дополнительных излишеств, но форма колонн и стрельчатые арки между ними придают станции особое и неповторимое звучание.


12. Недавно на «Историческом музее» обновили мрамор – он стал светлее и красивее, но обновили бюджетно: раньше арки между колоннами также были облицованы мрамором, теперь на том же месте находится побелка. Впрочем, от этого станция не утратила своей красоты.


13. В переходе между "Историческим музеем" и "Советской" есть один из четырех общедоступных туалетов (!). Правда, жаль, что время его работы ограничено.


14. "Университет" (бывш. "Дзержинская"). Станция построена по индивидуальному проекту и имеет два яруса. На втором ярусе с одной стороны расположены служебные помещения, а другая сторона выполняет роль подземного перехода (ныне закрыт для прохода).


15. Станция является пересадочной на "Госпром" третьей линии.


16. Люстра:


17. "Пушкинская". Еще одно проявление прекрасного в простом.


18. Смотрите, как интересно выполнены пилоны:


19. Название станции на путевой стене:


20. Кстати, при глубине залегания порядка 35 м, "Пушкинская" является самой глубокой станцией в Харьковском метро.


21. В торце центрального зала находится барельеф с изображением А.С. Пушкина:


22. Композиция в кассовом зале:


23. "Киевская". Еще одна визитная карточка Харьковского метро, которая не раз попадала в различные рекламные материалы и открытки. На харьковских станциях много белого - это придает торжественности.


24. Невероятный свод "Киевской", как и многое другое, созданное Харьковметропроектом, обязаны Владимиру Александровичу Спивачуку, который долгие годы был бессменным главным архитектором Харьковметропроекта и принимал участие в проектировании и днепропетровских станций.


25. Станция целиком и полностью посвящена Киеву. На керамических барельефах изображены и подписаны различные киевские достопримечательности.


26. "Академика Барабашова". Весьма своеобразная станция. Y-образные колонны, огромные люстры, у которых, судя по всему, раньше светились даже синие шарики внизу, и металлоэмалевая плитка на путевой стене, которая из-за бликов и формы вживую похожа на экраны десятков маленьких телевизоров. Рядом со станцией расположен известнейший харьковский рынок Барабашова. До 2003 г. станция называлась "Барабашова", но чтобы в сознании граждан она ассоциировалась не с рынком, а астрономом, от имени которого она была названа, название удлинили и теперь она "Академика Барабашова".


27. Между "Киевской" и "Барабашова" линия пересекает долину реки Харьков. Наиболее оптимальным вариантом пересечения реки было признано строительство метромоста. Мост закрытого типа, длина моста 980 м.


28. По обеим сторонам от метромоста предполагалось построить эстакады автомагистрали, которая упростила бы путь из Салтовки в центр, но эти планы до сих пор не реализованы. В память о них остались опоры эстакад у русла реки, по которым проложены коммуникации.


29. Следующие три станции относятся ко второму пусковому участку Салтовской линии и были открыты в 1986 г. На фото: станция "Академика Павлова". Задумка со сводом также интересная, но станция слегка подгулявшая - протечки и пр.


30. "Студенческая". Довольно таки простая на первый взгляд станция, но плавные обводы рисунка пола и конструкций потолка также делают ее по своему неповторимой и интересной.


31. Одна из тематических композиций на путевой стене:


32. Завершает Салтовскую линию станция "Героев труда". Оформление чем-то напоминает днепропетровскую "Коммунаровскую".


33.



Алексеевская линия

Линия открыта в 1995 г. в непростые времена гиперинфляций и разрухи. Строить ее начинали еще в 1984-м. Из-за тяжелого финансового положения изначальные идеи по архитектурному оформлению были реализованы не полностью. Давайте посмотрим на некоторые станции и этой линии.

34. "Архитектора Бекетова". Если присмотреться, можно заметить, что рисунок на полу почему-то изогнут ближе к выходу.


35. Боковой зал станции:


36. "Госпром". Оформление станции должно символизировать простую и монументальную архитектуру знаменитого здания Госпрома. А еще в кассовом зале станции стоит несколько столов и целая толпа народа сидит и играет в шахматы (!). В парках такого добра можно найти сколько угодно, на станции метро такое вижу впервые.


37. Одна из станций, открытых уже в 2000-х - "Ботанический сад":


38. Соседняя с ней - "23 августа". Название станции посвящено дате освобождения Харькова от фашистов. Оформление во многом перекликается с предыдущей станцией.


39. На новых станциях до сих пор встречаются художественные элементы оформления:


40. Самая новая станция в Харькове, открытая в 2010 г., - "Алексеевская". Благодаря двухпролетной схеме и высокому потолку станция кажется огромной.


41. Поговаривают, что скамейки на "Алексеевской" были закуплены за какие-то невероятные деньги, хотя, если верить Википедии, данный факт был опровергнут прокуратурой.


42. К ЕВРО в Харькове изменилась система навигации. Новые указатели смотрятся очень неплохо. Кстати, обратите внимание: для каждой станции придуман свой логотип. Идея интересная, хоть и не новая. Правда с практической точки зрения я не знаю, как она помогает.


P.S. Выражаю благодарность администрации Харьковского метрополитена за помощь в организации съемки и лично начальнику станции "Научная" Лидии Юрьевне, за сопровождение и интересную компанию.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
venichek
Aug. 17th, 2013 03:08 pm (UTC)
Без
Без ностальгии, но с большим интересом посмотрела.
d1se
Aug. 17th, 2013 03:11 pm (UTC)
Re: Без
Там в комментах верно написали, что без людей красивее. Мы проехали по всем новым станциям и не особо впечатлились всеми, кроме Ботанической.
Re: Без - venichek - Aug. 17th, 2013 03:17 pm (UTC) - Expand
Re: Без - d1se - Aug. 17th, 2013 03:42 pm (UTC) - Expand
vadim_brilliant
Aug. 17th, 2013 03:34 pm (UTC)
Спасибо за статью! Приятно видеть родные места! Пишите побольше о Харькове, всякие Швеции обождут :-)
d1se
Aug. 17th, 2013 03:41 pm (UTC)
Спасибо, это всего лишь ссылка. :-)
В Швецию я езжу, а в Харькове с 2011 года не была. Но интересным всегда рада поделится.
savta
Aug. 17th, 2013 03:50 pm (UTC)
Даже при том, что оформление некоторых станций выглядит помпезно, впечатляют они все, кроме третей.
Я помню, как нравилось ехать в метро с Новых домов, почти, до Тевелева.
d1se
Aug. 17th, 2013 04:08 pm (UTC)
А в реале Благбаз, как раз, лучше многих других станций смотрится.
evrikab
Aug. 17th, 2013 05:28 pm (UTC)
Красивые станции!
d1se
Aug. 17th, 2013 06:22 pm (UTC)
Кое-какие на фото даже лучше, чем в реале смотрятся. :-)
beznes
Aug. 17th, 2013 07:08 pm (UTC)
Красивое метро.
d1se
Aug. 17th, 2013 07:19 pm (UTC)
И довольно удобное. Только поезда теперь ходят вдвое реже, чем ходили про мне.
(no subject) - karmit - Aug. 17th, 2013 10:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Aug. 18th, 2013 06:31 pm (UTC) - Expand
duchelub
Aug. 18th, 2013 05:27 am (UTC)
Красиво. Но вот в Питере, да и в Москве, кажется,тоже многие станции, не очень древние :)), по-моему с закрытыми для пассажиров дверями, открывающимися по прибытию поезда, для безопасности.Думаю, что меры предосторожности нелишни.
d1se
Aug. 18th, 2013 06:25 pm (UTC)
Подтверждаю (я же только что из Питера), там много таких безопасных станций, но они какие-то скучные из-за этого.
А эта, из старых, красотка.

Metro

Edited at 2013-08-18 06:26 pm (UTC)
(no subject) - duchelub - Aug. 18th, 2013 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Aug. 18th, 2013 06:31 pm (UTC) - Expand
milunya59
Aug. 18th, 2013 09:48 am (UTC)
Какое же у нас красивое метро!! А помнишь, когда открыли Салтовскую ветку, все автобусы с Павлового поля завернули на Дзержинской. Ругались все стращно, приходилось делать кучу пересадок. Я на Историческом музее знала дверь, в которую нужно было зайти, чтобы первой выйти и первой перебежать на Советскую. :-))
d1se
Aug. 18th, 2013 06:18 pm (UTC)
Ха, думаешь, ты одна знала эту дверь? Мы с тобой просто в разное время ездили. :-)) (Я и на Советской знала дверь, выйдя из которой на Тракторном, можно было быть первой на автобусе до Косиора (там свекровь жила).

А метро наше мне всегда нравилось, новые станции, все-таки, похуже. Алексеевская, IMHO, только на фото хороша.
(no subject) - milunya59 - Aug. 19th, 2013 07:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Aug. 19th, 2013 06:16 pm (UTC) - Expand
evgenybe
Aug. 18th, 2013 02:34 pm (UTC)
Очень красиво!
d1se
Aug. 18th, 2013 06:11 pm (UTC)
В реале немного иначе: самая красивая станция - Пушкинская - оказалась нефотогеничной.
kotlettekiev
Aug. 18th, 2013 04:10 pm (UTC)
спасибо за обзор!очень красиво!сразу захотелось приехать на экскурссию!
Пы.Сы. Оказывается проезд в харьковском метро дороже киевского!
d1se
Aug. 18th, 2013 06:13 pm (UTC)
Так поезжайте, там и помимо метро есть что посмотреть. :-))
Вот ведь, а я и не знала, что по Украине цены на общественный транспорт могут отличаться.
taniagrin
Aug. 23rd, 2013 12:24 pm (UTC)
Вот это путешествие!!!
Спасибо!
d1se
Aug. 23rd, 2013 12:33 pm (UTC)
Мы с Вами земляки? С 23 августа Вас!

Зафредндить Вас? К-Шмона - тоже место знакомое, много лет там друзья жили.
(no subject) - taniagrin - Aug. 23rd, 2013 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Aug. 23rd, 2013 07:17 pm (UTC) - Expand
( 30 comments — Leave a comment )