?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я писала о Венеции и Вероне раньше, но про гетто не рассказывала. Да и нечего было – первый и, надеюсь, последний в моей жизни организованный русскоязычный тур не давал возможности неспешно видеть свое. Нынешняя поездка была иной и в продолжение поста о войне мне кажется уместным сейчас рассказать об этом подробнее.
Разделительную полосу с сакраментарной надписью я сфотографировала в Вероне.



В Веронском гетто находится удивительной красоты синагога, хороших снимков которой у меня нет (резкие полуденные тени, и узкая улица не способствуют). Но само богато декорированное здание от этого хуже не становится, покажу то, что получилось.



Как и в прошлый приезд, мы нашли синагогу закрытой. Закрытым оказалось и красивое здание еврейской общины, примыкающее к ней. Ничего удивительного, все это «работает» только в дни праздников, когда немногочисленные итальянские иудеи посещают храм. (зачастую, приезжая на автомобилях).



В Венеции нам повезло больше. В довоенном здании общины сейчас располагаются какие-то муниципальные конторы, небольшому количеству местных евреев оно просто не нужно. Все было закрыто по случаю воскресенья.



Зато синагога была открыта, мы попали в Венецию в день праздника Шавуот.



Я совершенно не умею фотографировать людей исподтишка, мне всегда неловко это делать. Но тут я не могла удержаться: как раз закончилась молитва и пожилая публика расходилась по домам.
Как же они напомнили мне наших замечательных кармельских стариков, чинно восседающих за столиками кафе! И, в то же время, это были какие-то ожившие фотографии начала прошлого века, в каждой ашкеназкой семье такие есть.





Мы прошли мимо дома главного раввина, это здание, стоящее над узким каналом я видела в фильме «Тайный ход». Замечательно, что там и сейчас находится резиденция городского раввина.



А на канале у его стен «припаркована» красавица-гондола. Сомневаюсь, что ее раввин использует. Может, кто-то из его домашних – гондольер? Возит туристов и, вместо, «O solo mio» поет «Тум-балалайка»?



Показанный в предыдущем посте мемориал находится именно в венецианском гетто.
Редкий случай для Европы! Мы с milunya59 вот здесь пытались навскидку назвать несколько мест, где есть какие-то памятники жертвам Холокоста. Не вспомнили ничего, кроме Варшавы, Берлина и Будапешта, да еще – музея Анны Франк.
Не то – в США. Я очень благодарна milunya59 за пост с фотографиями таких мест. Обязательно посмотрите!
http://milunya59.livejournal.com/1023.html

А я покручусь еще на площади у Мемориала. В старом здании рядом с ним находится дом престарелых, престижный и недешевый.



Еще на площади есть Бейт-Хабад.
Напомню, дело было в Шавуот. Бывший наш народ не очень заморачивается заграницей такими вещами, как еврейские праздники, нам бы свининки поесть, дома-то не дают… А вот мои знакомые сабры, предвидя, что праздник придется встречать в чужой стране, заранее проверяют местонахождение Бейт-Хабада, зная, что все будет, как надо.
Все и было как надо: и кидуш хорошим израильским вином, и вкуснейший домашний пирог с яблоками. Фотографировала я ну очень издалека, не хватало еще повздорить с гостеприимными хозяевами.



Не только я заметила не очень приятную деталь – карабинеров на границе гетто. Здесь fellya пишет, что видела там полицейского пару лет назад. А мне уже целое подразделение досталось, командир и двое рядовых.



Я, было подумала, что дело в том, что праздник совпал с воскресным днем, но мне сказали, что там дежурят всегда, «проблемное место». И это при том, что в бывшем гетто и евреев-то почти нет.

Но я не хочу заканчивать рассказ на такой невеселой ноте.
В квартале есть несколько кошерных магазинов, разумеется, закрытых в праздничный день. В витрине кондитерской я сфотографировала вот такие изделия.



Что нам карабинеры и «проблемное» место! Щит Давида хранит нас везде. Даже на печенье, в далекой от Иерусалима Венеции.

Comments

( 63 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
danigal_s
Jul. 15th, 2012 08:37 pm (UTC)
Минск - это тоже немного Европа? Там памятник жертвам Холокоста возвели еще в начале 90-х. На месте растрела гетто, это всегда называлось ямой, так и по сей день зовется. Мы там с будущим мужем на открытии памятника познакомились, 9 мая. Тогда в Минске еще были евреи, но уже разъезжавшиеся.
d1se
Jul. 15th, 2012 08:50 pm (UTC)
Мы именно в "просвещенной" Европе считали, не в бывшем СССР. У подруги есть фото с Рижского мемориала, но это тоже не считали.
А неплохо бы собрать снимки таких вещей, может, есть где-то?
(no subject) - irenase - Jul. 15th, 2012 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 16th, 2012 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irenase - Jul. 16th, 2012 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 16th, 2012 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - make4um - Jul. 16th, 2012 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - danigal_s - Jul. 16th, 2012 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - make4um - Jul. 16th, 2012 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 16th, 2012 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - make4um - Jul. 16th, 2012 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 16th, 2012 08:09 pm (UTC) - Expand
irenase
Jul. 15th, 2012 08:57 pm (UTC)
Посмотрела и защемило сердце... Защитит, конечно, но не везде и не всегда, увы...
В Кельне есть памятник Эдит Штайн. Мы его пропустили. Но она - тоже жертва Холокоста.
И там ведь не только о ней...
d1se
Jul. 16th, 2012 08:06 pm (UTC)
Германия - да. В Берлине какой мемориалище. И Польша... А эти, с позволения сказать, просвещенные: Франция, Австрия, Чехословакия. Как и не было Холокоста.
Италия ведь, как и Германия, проиграла войну, а мемориалы есть.
(no subject) - innash - Jul. 25th, 2012 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 25th, 2012 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - innash - Jul. 26th, 2012 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 26th, 2012 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - innash - Jul. 26th, 2012 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 26th, 2012 07:54 pm (UTC) - Expand
lenkova
Jul. 15th, 2012 09:01 pm (UTC)
Очень интересно! Спасибо за такой хороший пост.
d1se
Jul. 16th, 2012 08:03 pm (UTC)
Спасибо Вам.
irina5960
Jul. 15th, 2012 09:24 pm (UTC)
Печально видеть еврейские места, дома, синагоги без евреев. Мне это очень бросилось в глаза в Греции, но и в Италии дело не лучше.

Пусть хранит нас щит Давида!
d1se
Jul. 16th, 2012 08:02 pm (UTC)
По праздникам все-таки приходят. А жить надо на своей земле, так что все правильно.
malamant
Jul. 15th, 2012 10:00 pm (UTC)
Карабинеры, проблемное место - не удивительно, что там еврейская жизнь едва теплится...
d1se
Jul. 16th, 2012 08:01 pm (UTC)
Как-никак - Родина фашизма, всякое может случится. Но неприятно, конечно.
Я тогда подумала, что это - хороший демотиватор для потенциальных "йордим".
_m_u_
Jul. 15th, 2012 10:22 pm (UTC)
Судя по креслам и ковру, гондола все-таки статусная.
А синагога действительно красива.
И несмотря на твою стеснительность, тебе удалось схватить удачные моменты.
d1se
Jul. 16th, 2012 08:00 pm (UTC)
Мне очень хотелось их сфотографировать, наверно, от большого желания что-то, все же, удалось. :-))

*с сомнением* Думаешь, раввин тоже ездит в гондоле?
(no subject) - _m_u_ - Jul. 16th, 2012 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 16th, 2012 08:44 pm (UTC) - Expand
fellya
Jul. 15th, 2012 10:53 pm (UTC)
В Одессе есть мемориал, посвященный Холокосту...
я написала пост-но фото гетто совсем мало

Edited at 2012-07-15 10:53 pm (UTC)
d1se
Jul. 16th, 2012 07:57 pm (UTC)
Мы там ниже написали: имелась ввиду Западная Европа, мнящая себя супердемократичной, в отличие от бывших республик СССР.

Спасибо за пост, я там написала. Использую его обязательно.
(no subject) - fellya - Jul. 16th, 2012 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 16th, 2012 08:14 pm (UTC) - Expand
yukkav
Jul. 16th, 2012 02:50 am (UTC)
Рассказ очень, очень интересный. И фотографии такие живые. Такие, как я люблю.
Но как же это ужасно все - карабинеры в еврейском квартале, где уже почти нет евреев...
d1se
Jul. 16th, 2012 07:47 pm (UTC)
Евреев нет, а проблема есть. Это надо хорошо понимать тем, кто не рвется в Израиль, но они такие посты и читать не станут.

Спасибо, фотографировать людей - не мой жанр. Здорово, если получилось.
sigdan
Jul. 16th, 2012 07:10 am (UTC)
Щит Давида хранит нас везде.
Местечко «Голубая дача» расположено недалеко от города Невеля. Мемориал на еврейском кладбище и экспозиция рассказывает расстрелянных здесь двух тысячах невельских евреев.
http://www.culture.pskov.ru/ru/objects/object/285
Моих там родственников около30 человек ,есть список поименно.Мы из тех мест ,поэтому тема эта близка .
d1se
Jul. 16th, 2012 04:24 pm (UTC)
Re: Щит Давида хранит нас везде.
Моя подруга не туда ответ запостила, я ссылку на него дам.
http://d1se.livejournal.com/185783.html?thread=5320887#t5320887
Бывший СССР в расчет не принимался, там после перестройки много открыли.

Моя родня тоже погибла в Белоруссии и на Украине, я писала об этом в свое время: http://d1se.livejournal.com/166422.html
milunya59
Jul. 16th, 2012 08:48 am (UTC)
Какие роскошные старички!
Мне как-то посчастливилось побывать в синагоге на Манхеттене на "Кол Нидрей". Так туда все именно приезжали на машинах. А особенности реформистского Йом Кипура - это вообще отдельная пэсня.
Что же касается мемориалов в Европе, то мы с Ирой вспоминали именно Западную Европу, а не Минск, Киев или Одессу.
У нас в Дробицком Яру тоже вроде что-то открыли, хотя я и не уверена на 100%. Подруга живет на ХТЗ, я ее спрошу.
d1se
Jul. 16th, 2012 04:48 pm (UTC)
Не думаю, что в Вероне реформисткие, просто далеко добираться...
Я ссылку на твой отжет дала, ты его не туда поставила.
(no subject) - milunya59 - Jul. 17th, 2012 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 17th, 2012 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milunya59 - Jul. 17th, 2012 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 17th, 2012 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milunya59 - Jul. 18th, 2012 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 18th, 2012 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milunya59 - Jul. 19th, 2012 08:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Jul. 19th, 2012 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milunya59 - Jul. 20th, 2012 09:14 am (UTC) - Expand
vip07
Jul. 16th, 2012 04:05 pm (UTC)
Удивительное чувство переполняет, когда читаешь и смотришь такие зарисовки путевые, спасибо Вам!!!
d1se
Jul. 16th, 2012 04:18 pm (UTC)
Спасибо. Это наше, близкое. В любой стране.
anna_bpguide
Jul. 16th, 2012 05:36 pm (UTC)
а про "камни преткновения" вы знаете?
http://anna-bpguide.livejournal.com/13328.html
d1se
Jul. 16th, 2012 07:44 pm (UTC)
Да, я их встречала в Европе, но не помню точно где. В гетто они мне не попадались.
evrikab
Jul. 16th, 2012 06:49 pm (UTC)
Очень волнующе посещать еврейские
места (объекты) за границей.
d1se
Jul. 16th, 2012 07:41 pm (UTC)
Да, конечно. А в праздник - особенно.
anna_elkind
Jul. 24th, 2012 09:07 pm (UTC)
ещё в Вене есть памятник старому еврею, моющему вручную улицы http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-13350941791234.jpg
d1se
Jul. 24th, 2012 09:11 pm (UTC)
Все0таки есть.Спасибо за информацию.
innash
Jul. 25th, 2012 07:42 am (UTC)
Спасибо за отчет и фотографии. Это очень хорошо, что полицейские дежурят. Мы всюду в Европе всегда ходим по субботам в синагогу - так вот в Италии всегда дежурят и евреи не боятся ходить. Полицейские же охраняют. А вот во Франции никакой охраны синагог нет, поэтому евреи боятся, на синагогах не вывешивают раписание молитв, что жалко. В Венеции мы в субботу в 3-х разных синагогах молились, некоторые из них открывают только для молитв, обычно туда публику не пускают. Впечатление незабываемое. Вообще посещение синагог в субботу - одна из интереснейших составляющих каждой поездки. Заоодно и с местными евреями знакомимся и про общину много интересного узнаем.
d1se
Jul. 25th, 2012 07:33 pm (UTC)
Вот ведь, действительно, все гениальное просто. Верный путь ощутить новое место.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 63 comments — Leave a comment )