А потом я рассказала о том, как моя семья оказалась в Харькове вообще и на ул.Культуры – в частности: http://d1se.livejournal.com/170944.html
Я помню себя лет с 4-х и помню именно на Барачной. Переход к новому названию моя память не зафиксировала, но в школу я пошла уже проживая на ул.Культуры.
В середине 50-х, когда люди жили с «удобствами» на улице и в коммуналках с десятками соседей, получить такое жилье в новом доме было большой удачей. Да еще и не иметь соседом алкоголика или вредную бабку, плюющую вам в суп…
Бывшая завкадрами УХИН'а Тоня Гайворонская (какая она мне «Тоня», она была старше моих родителей, но они называли ее так – и я привыкла) вспоминала, как папа и наш сосед, Матвей Львович, пришли оформляться в УХИН после демобилизации. Оба высокие, стройные, красивые, в ладной военной форме… Они дружили всю жизнь, до ранней смерти отца
Уж не знаю, кому «наверху» пришло в голову селить интеллигенцию на одной улице, но через дорогу от нас был Дом писателей, рядом – Дом художников, напротив – военведовский дом, чуть подальше – Дом Артистов. А наш корпус был Домом научных работников (мой папа, шутя, называл его «бараки научных работников»).
Все эти воспоминания беспорядочно роились у меня в голове, когда я свернула с Сумской на ул.Культуры, улицу моего детства в городе-которого-нет.
Так красиво она начинается: зеленым сквериком у Дворца Бракосочетаний и гостиницей «Киевская» на четной стороне улицы.

А потом идет флигель дома Юзефовича, где была прокуратура Дзержинского района. Каюсь, не подошла и не проверила что там сейчас.

Потому что нахлынули на меня воспоминания вот об этом, о загубленной жизни мальчика, с которым я несколько лет просидела за одной партой. Его бывший балкон в доме по ул.Культуры 6 - плохой памятник, но другого я не знаю.

Аптека и магазин «в подвальчике» напротив Сумского базара на месте. В городе почему-то масса аптек, причины я так и не поняла. Неужели харьковчане стали такими болезненными?
«Подвальчик» раньше был булочной, а теперь вырос до «Гастронома».


Сумского базара нет. Вот все, что от него осталось.

Кое-кто торгует овощами/фруктами и промтоварной мелочевкой прямо под забором, но это, конечно, не считается. Как тут не вспомнить гипотезу

Увидев не очень презентабельное угловое здание военного госпиталя, я подумала, что он переживает не лучшие времена.

Но оказалось, что все более чем в порядке. Видимо, до военного ведомства местным ворам не добраться. Руки коротки.

Дом

Улица возле Дома артистов и сам Дом. Магазина «Темп» на первом этаже больше нет. «Старик Хоттабыч» не творит чудеса, а торгует коврами.


Я часто бывала в Доме артистов. Там получили жилье те самые друзья моих родителей, в доме которых они познакомились (глава семейства работал в театре бутафором). Я дружила с их младшим сыном, а он выбирал себе girl-friend среди моих знакомых. Там вообще жила куча моих соучеников: сын опереточной примы Свирской, дочь оперной дивы Оголивец…
Но я сфотографировала только одну памятную доску. Удивительно, чем меня, маленькую девочку, мог привлечь этот взрослый дядя? Ведь я не видела тогда ни «Добровольцев», ни «Укротительницы тигров», но нас, детей, как магнитом протягивало к себе удивительное обаяние этого человека.
Мама вспоминала, как однажды в «Темпе» что-то «выбросили», он зашел в магазин и стал в хвост довольно большой очереди. Все были готовы пропустить его, а он страшно смутился и отказался. Тогда продавщица стала его звать «берите, я Вам уже взвесила», и только тогда он взял покупку.
Светлая память!

Военведовский дом, ул.Галана и Дом писателей. Когда-то мама искала для меня няню и одна претендентка сильно упирала на то, что работала исключительно в интеллигентных семьях, например, служила в Доме писателей у Изабеллы. С пятой попытки мама догадалась, что речь шла о детской писательнице Наталье Забила.

Дом художников, центральный вход заколочен. Интересно, целы ли мастерские?

Стадион «Пионер». В своем детстве я его помню без крытого катка, но с новогодней елкой, фонариками и веселой музыкой на льду. Это солидное строение появилось позже.
Лет 18 назад, в Метуле, я еще сумела встать на коньки, сейчас, думаю, «кина уже не будет».

«Пятилетка». Заметно, что аварийную часть ликвидировали и встроили современное здание.

Именно на месте врезки жила когда-то моя бабушка, переехавшая в менее удобное жилье после трагической смерти деда (он умер в августе на даче из-за отсутствия медицинской помощи), она не смогла оставаться в прежней квартире.

Здесь была Бетховенская школа.

От сквера за 116-ой школой не оставили ничего.

Эти каменные яйца возле «Зеленого попугая» только ленивый не фотографировал. Я их, кстати, еле нашла.

Все, улица Культуры закончилась. Перед вами проспект Ленина, Гипросталь и бессчетное количество лавок, коими отмечен вход в метро, станция «Научная».

Нет-нет, я не забыла. Вот он, наш двор и 116-ая школа, все на месте. Просто я отдельно об этом расскажу.
