?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В рассказе про Сумскую, там, где говорилось о "доме старых большевиков" я вспомнила о своей бабушке и ее партийном стаже, сославшись на подробный рассказ 2006 года. Многие его читали, а инициатором написания явилась _m_u_.
Но, поскольку состав френдов постоянно меняется, то не откажу себе в удовольствии выложить историю повторно, раз к слову пришлось.

Моя бабушка родилась в глухой белорусской деревне под названием Омельковщина. Как рассказывал мне известный харьковский математик Витя Кацнельсон (почему-то писавший в пятой графе слово «немец») все, носящие эту фамилию, доводятся друг другу родней и все они – потомки жителей Омельковщины. Кацев, дескать, полно. А Кацнельсоны – фамилия эндемичная. И рассказал такую байку.

В 1813г, во время отступления армии Наполеона из России, некий житель Омельковщины по фамилии Кац повторил подвиг Сусанина. Поскольку был он хитрым евреем, ему, в отличие от простоватого крестьянина, удалось сбежать. Был этот Кац одноглазым, и французы, проклиная его, восклицали: «Все наши беды – от одноглазых! Одноглазый Нельсон разбил наш флот при Трафальгаре. А этот одноглазый Кац-Нельсон завел нас сюда на погибель!» С тех пор и пошел род Кацнельсонов: людей независимых, упрямых, непохожих на других.

Бабушкин отец, например, был не правоверным евреем, а работал как проклятый. Молиться же он часто забывал, что давало право его жене ворчать о том, что все Кацнельсоны – безбожники. Зато этот безбожник заработал на образование всех десятерых детей, они свободно говорили и читали по-русски, одевались «по-господски». Что и подвигло местную панночку влюбиться в одного из бабушкиных братьев. И пришлось ему от панночки и от царской армии сбежать в США. Он хотел взять с собой в Америку любимую сестру – мою бабушку, да мать не отпустила с 18-летним парнем 14-летнюю девочку. Эх!...

Бабушку отпустили через 2 года к сестре в Екатеринослав (Днепропетровск – d1se). Там бабушка быстро выбилась в мастерицы в большом модном ателье и… организовала забастовку. Чтобы ученицам, работающим с мастерицами, больше платили. Думаю, тут имела место семейственность: при бабушке в ученицах состояла ее, недавно приехавшая из Омельковщины, младшая сестра. Ателье было популярным, работы было много, и хозяйка сдалась. С Кацнельсонами шутки плохи! А бабушку заметили будущие коммунисты…

В гражданскую в Омельковщине совсем невозможно стало жить. А Украина всегда была изобильной: что в Мировые войны, что в гражданскую… Понадобились перестройка и победа демократии, чтобы там жрать стало нечего. Вот и решили сестры овдовевшую и ослепшую к тому времени мать перевезти на Украину.
Когда возвращались обратно, поезд, как в кино, блокировали лихие тачанки – и пошла экспроприация! Ворвавшись в вагон, махновцы увидели полуслепую старуху и двух еврейских девушек и поняли что взять тут нечего, кроме девичьей чести. Только плохо они знали Кацнельсонов! Бабушка им ТАК заявила, что у нее срочное дело к батьке Махно, что простоватые хлопцы даже не удивились тому, что барышня со своими срочными делами к батьке села в поезд, который и мимо Гуляй-Поля (ставка батьки Махно недалеко от Екатеринослава – d1se) мог проехать…
Их препроводили к Махно. И он сразу семейство принял. И бабушка ему четко объяснила, что крайне недостойно притеснять беспомощных женщин. Что они с сестрой не в силах помочь своей немощной матери, когда здоровые сильные мужчины творят издевательства и не дают мирно доехать до дома. И пусть теперь Нестор Иванович сам ищет выход из создавшегося положения. И Нестор Иванович нашел: пожурил хлопцев и велел проводить семейство и посадить на поезд до Екатеринослава. А чтобы впредь не случалось конфуза, снабдил бабушку охранной грамотой – универсальным пропуском с личной подписью и печатью (документ - увы! - утрачен – d1se).
Бабушке понравился Махно. Она говорила, что был он совсем не похож на тот образ, что создали в советском кино. Не был ни истеричным, ни малорослым (с последним можно поспорить, т.к. бабушка сама была небольшого роста). И уж, конечно, не был антисемитом, хотя среди его хлопцев всякие попадались.

Гражданская война многократно прокатывалась по Екатеринославу. Поэтому бабушка слышала и видела многих: танцевала вальс с Ворошиловым, встречалась с Буденным, Бухариным, Троцким… Троцкий покорил ее своим ораторским искусством и, охмуренная его болтовней, она вступила в ВКП(б) в 1919г. А через несколько лет, командуя на бирже труда, была вынуждена трудоустраивать некоего малограмотного товарища по имени Леня Брежнев. Пристроили его на комсомольскую работу, потом намучились. Красивый видный парень, но бухал сильно. Даже кличка к нему прилипла – Ленька-пьяница. Бабушка с партийной работы потом ушла в юрисдикцию, а вот младшая ее сестра (та самая) так и маялась с Ленькой-пьяницей, будучи его непосредственным комсомольским начальником.
Впоследствии бабушка к Брежневу ни за какими нуждами никогда не обращалась, хотя говорили, что тем, с кем контачил в молодости, генсек от души и реально помогал. Зная характер Кацнельсонов, полагаю, что в молодые годы бедный Леонид Ильич немало натерпелся от них… Видимо, моя мудрая бабушка решила не бередить его раны.

Вот собственно и все. Хотя о своей бабушке я могу рассказывать бесконечно.

Tags:

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
varana
Oct. 26th, 2011 05:45 pm (UTC)
Что Махно не был антисемитом, известно.
А что бабушка не уехала в Америку, вы зря жалеете. Тогда бы она не встретила дедушку и вас бы не было. Были бы какие-то другие внуки, но вам-то что тогда?!
d1se
Oct. 26th, 2011 06:09 pm (UTC)
Да, зря я расстроилась насчет Америки. :-))
fellya
Oct. 26th, 2011 06:05 pm (UTC)
Можно снимать фильм)
d1se
Oct. 26th, 2011 06:11 pm (UTC)
Наверняка. Или роман написать.
meharher
Oct. 26th, 2011 06:22 pm (UTC)
В.Э. писался украинцем
d1se
Oct. 26th, 2011 07:16 pm (UTC)
А говорил, что немец (я документы его не видела, разумеется). Прикалывался?
Прикалывался? - meharher - Oct. 26th, 2011 07:29 pm (UTC) - Expand
Re: Прикалывался? - d1se - Oct. 26th, 2011 07:33 pm (UTC) - Expand
Вовек не прощу :-) - meharher - Oct. 26th, 2011 07:38 pm (UTC) - Expand
Re: Вовек не прощу :-) - d1se - Oct. 26th, 2011 08:16 pm (UTC) - Expand
evgenybe
Oct. 26th, 2011 06:43 pm (UTC)
А какова бабушка была в семье?
d1se
Oct. 26th, 2011 07:22 pm (UTC)
Мой муж называл ее императором, а особами, по значимости приближенными к императору, были дети. :-))
Она таки была как английская королева: без выпендрежа, но все равно все знали, что королева.
(no subject) - evgenybe - Oct. 27th, 2011 07:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Oct. 27th, 2011 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenybe - Oct. 27th, 2011 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Oct. 27th, 2011 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenybe - Oct. 27th, 2011 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Oct. 27th, 2011 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenybe - Oct. 27th, 2011 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Oct. 27th, 2011 07:35 pm (UTC) - Expand
liorasun55
Oct. 26th, 2011 06:49 pm (UTC)
О, как интересно :))) Спасибо, что повторили рассказ, а то бы я такую симпатичную историю и не узнала бы :)
d1se
Oct. 26th, 2011 07:19 pm (UTC)
Бабушка долгую жизнь прожила, много рассказать успела и мне и правнукам. И я с радостью это пересказываю, спасибо.
irenase
Oct. 26th, 2011 07:12 pm (UTC)
Прочитала еще раз с удовольствием.:)
d1se
Oct. 26th, 2011 07:16 pm (UTC)
Ты-то бабушку знала. :-))
(no subject) - irenase - Oct. 26th, 2011 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Oct. 26th, 2011 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irenase - Oct. 26th, 2011 07:23 pm (UTC) - Expand
el_41
Oct. 26th, 2011 07:32 pm (UTC)
Удивительная бабушка Вам досталась, а ее история достойна романа!))
d1se
Oct. 26th, 2011 07:33 pm (UTC)
Спасибо! Было бы кому этот роман написать...
vlhart
Oct. 26th, 2011 07:34 pm (UTC)
В официальной биографии Брежнева ни слова о комсомольской РАБОТЕ.

И мама/теща моих друзей помнила его именно по Днепродзержинску, а не Днепропетровску.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%B2,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87
d1se
Oct. 26th, 2011 08:10 pm (UTC)
Днепродзржинск подчинялся областному центру Днепропетровску, я не уточняла это.

Примите в расчет, что моя тетя умерла, когда я была еще школьницей. Он мог быть и не освобожденным деятелем, числиться как-то иначе, мне это не объясняли.
savta
Oct. 26th, 2011 07:34 pm (UTC)
Здоровская бабушка! :))
А что с фамилией КацЕнельсон? Есть какая-то связь? А сам Каценельсон наш не родня вам? Где он родился? Впрочем, что я спрашиваю? Вот:
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%A8%D7%9C_%D7%9B%D7%A6%D7%A0%D7%9C%D7%A1%D7%95%D7%9F
Он тоже из Белорусии... :)
d1se
Oct. 26th, 2011 08:12 pm (UTC)
Я стою на том, что родня. Мы всегда так считали, знали, что он из Белоруссии. :-))
samram111
Oct. 26th, 2011 08:22 pm (UTC)
Совсем как в романе...очень интересная жизнь.
d1se
Oct. 26th, 2011 09:08 pm (UTC)
Но нелегкая. Здесь нет 37 года...
evrikab
Oct. 26th, 2011 10:04 pm (UTC)
Шикарные могли бы быть мемуары!
d1se
Oct. 27th, 2011 04:10 pm (UTC)
Да, но она никогда ничего не фиксировала, рассказывала иногда, если к слову пришлось. Знакомство с Махно или третирование комсомольца Брежнева - это были не очень приемлемые для советской публики воспоминания...
beznes
Oct. 27th, 2011 12:27 pm (UTC)
Очень интересная бабушка!
d1se
Oct. 27th, 2011 04:12 pm (UTC)
Да, вот я и старалась записать то немногое, что знаю о ней и о семье.
( 39 comments — Leave a comment )