?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Благодаря "падению" ЖЖ я прошерстила старые посты. Так у меня появились повторы рассказов про Лондон, а накануне Песаха мне захотелось повторить этот старый рассказ. Картинку-заставку мне несколько лет назад любезно подарила savta, а ностальгические комментарии френдов можно увидеть здесь

В моей любимой книжке "Дорога уходит вдаль" описан пасхальный вечер. Праздник в кругу семьи. Мне почему-то вспоминаются наши пасхальные вечера на «доисторической родине».



Начиналось все с того, что надо было узнать: а когда собственно наступает пасхальный вечер? Не было же таких календарей. Но «сарафанное радио» исправно поставляло нам даты. Я уж и не помню как, но мы всегда знали заранее точное число.

Потом следовал звонок Юре. Многие годы таинственный Юра привозил нам картонные коробки мацы. Никогда я не ела мацы более удачной, чем его изделия. Говорили, что маца у Юры – некошерная. Говорили, что ее делают гои (неевреи). Говорили, что ее месят торговки с Благбаза (Благовещенский базар – центральный харьковский рынок). Говорили, что они месят ее ногами. Несмотря на все эти наветы, дело Юры процветало, ибо он привозил замечательную мацу.
Заказ делался намеком. «Здравствуйте, Юра. Это Ира с ул. Космонавтов». Следовала короткая пауза: Юра проверял, действительно ли у него была заказчица с таким именем и адресом. Затем он спрашивал: «Как в прошлом году?» Уточнялись цена, количество, дата привоза. Юра никогда не подводил. Потом друзья и родня проходили и разбирали свои упаковки.

Далее начинались поиски рыбы. Если в выпадающий на осень Рош-а-шана (Новый год) рыбы хватало, то по весне она в Харьковской области, похоже, плодиться и жиреть категорически отказывалась. В дело шли личные связи, заискивания в магазине, вставание в 6 утра, дабы успеть ухватить что-либо на рынке… И все же бывало, что вместо карпа или судака на столе оказывалась менее каноническая порода гефилте-фиш (фаршированной рыбы). Главным специалистом по гефилте-фиш была моя бабушка. Она говорила, что мясорубка портит фарш, и потому растирала его деревянной ложкой. Ах, что это были за кайлелах (тефтели из рыбного фарша)!

Еще готовили форшмак. Селедка была доступной, но очень соленой. Ее разделывали и вымачивали. Как сейчас помню кухонный сервант (кто-нибудь еще не забыл, что это такое?) со стоящей на нем миской. В миске плавал будущий форшмак. Потом добавляли крутые яйца и кислое яблоко. Потом начиналась заправка, и форшмак долго пробовали всем домом.

Моя тетя делала «глину», в Израиле это называется харосет. Мне эта сладкая бурда не нравилась, но все очень хвалили. А вот "мацебро" ("мацебра") - это жутко вкусно. А уж калорий!

Вы знаете, как евреи готовят курицу? О, вы не знаете, как евреи готовят курицу.
В дело идет все. Из красного мяса делается жаркое, из косточек варят бульон, из белого мяса для этого бульона изготовляются фрикадельки. Жирные шкурки вытапливаются и из них получаются шкварки. А самый большой кусок кожи, взятый с шеи, начиняется жиром с мукой и зашивается. Его бросают в котелок вместе с жарким из красного мяса – так получают «гелзелах», фаршированную шейку.
И из одной курицы, мы имеем пасхальный обед!
Мацовой муки добыть было негде. Моя тетя толкла в ступке мацу и из нее делала «гелзелах», мучные шарики для бульона – «манделах», пасхальный пирог - «леках».

На середину стола ставили пустой бокал, в него сливали капельку остатка из личных емкостей, чтобы горести ушли. А на подоконник ставили бокал с вином для Элиягу-а-Нави (Ильи-пророка). Ребенком я верила, что Илья-пророк незаметно отпивает из бокала, иначе почему уровень вина в нем падает?
За столом собиралась вся семья: мы съезжались с разных концов города, из других городов: в Пасхальный вечер вся семья должна быть в сборе.
Главными за столом были бабушкина старшая сестра и ее муж. Но этот период я помню плохо. Зато многие последующие вечера, пусть и похожие один на другой, всегда в моей памяти.

Половины из тех, кто из года в год собирался за нашим семейным пасхальным столом, уже нет на свете. А тем, кто остался, непросто собраться вместе: надо ехать не из других городов, а из других стран. Но раз в году, в Пасхальный вечер, я помню и вижу всех.

Comments

( 90 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
t_34_85
Apr. 13th, 2011 07:45 pm (UTC)
Да, "Дорога уходит в даль" Бруштейн - это наше всё.
И я сколько себя помню - дома всегда была маца в нужное время.
Спасибо!
d1se
Apr. 14th, 2011 07:17 pm (UTC)
Задавить нас так и смогли. И я, и мои дети выросли, зная и любя этот праздник, несмотря ни на что.
(no subject) - t_34_85 - Apr. 14th, 2011 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 15th, 2011 11:21 am (UTC) - Expand
fellya
Apr. 13th, 2011 07:58 pm (UTC)
А я выросла в коммуне, где было много еврейских семей- так похоже все описано) только фаршированную шейку делали иначе). Помню мацу- ее потом круглый год использовали для котлет)
d1se
Apr. 14th, 2011 07:20 pm (UTC)
Век живи - век учись. Никогда не приходило в голову использовать мацу в котлетном фарше. Спасибо за подсказку!
evrikab
Apr. 13th, 2011 08:53 pm (UTC)
Сегодня у нас кулинарная тематика :)
d1se
Apr. 14th, 2011 07:18 pm (UTC)
Точно. Какой еврей не любит вкусно покушать? :-))
_m_u_
Apr. 13th, 2011 09:15 pm (UTC)
Да-да-да, и я помню - и узнавание дат, и мацу, только нам ее не привозили, дедушка сам куда-то ходил за ней. А мацебро - бабушка говорила "мацебрай" - до сих пор люблю.
d1se
Apr. 14th, 2011 07:22 pm (UTC)
Так наверно, кто-то из знакомых, как и мы, заказывал на все ораву, а потом разбирали.
Моя сваха тоже говорит "мацебрай", это, кажется, более верно.
yukkav
Apr. 14th, 2011 12:00 am (UTC)
Моя бабушка многое из этого готовила, но в еврейские обычаи нас не посвящали. Чтобы не было лишней информации...
Она что-то вспоминала из своего детства, но главную составляющую упускала.
Прекрасный пост. И дело не только в кулинарии ))
d1se
Apr. 14th, 2011 07:26 pm (UTC)
Да, дети могли и сболтнуть. Но я выросла на этих рассказах и как-то постепенно и естественно так же рассказывала за столом своим детям. Мне очень было радостно, что в прошлом году уже внук искал афикоман.
Наверно, мой пост именно про это, про семью в Пасхальный вечер.
alena_brodilka
Apr. 14th, 2011 01:26 am (UTC)
интересный и очень трогательный рассказ :)
и мне таак захотелось форшмака! хоть вечером делай )) а что туда яблоко добавляют?
d1se
Apr. 14th, 2011 07:28 pm (UTC)
Спасибо.
На Украине, да, добавляют кислое яблоко. Попробуй, гораздо изысканней получается.
venichek
Apr. 14th, 2011 04:36 am (UTC)
А я только в Израиле поняла, к какому именно празднику бабушка, папина мама угощала нас вкуснейшими сладостями - коржиками из мака в меду треугольной формы и ромбиками, похожими на козинаки. Только там были не орехи, а виртуозно как-то мелко нарезанное тесто. Это было на Хануку. О других праздниках в доме речи не было. Но кухня в семье была практически еврейская. Мама (светлая ей память) была очень талантливым человеком, что бы она не делала получалось перфект. Рано оставшись круглой сиротой она тем не менее готовила очень хорошо, а поскольку видеть как и что она могла у соседок по коммуналке евреек и жен папиных друзей, в большинстве своем тоже евреек, то и кулинария наша была такая же. Во всяком случае, все тобой, Ирочка, упомянутое было именно так. И обед из курицы, и фаршированная шейка, которая именовлась просто Шейка. Да еще и паштет из печенки! Ведь куры продавались не потрошенными. И вкуснее маминой гефильте фиш я нигде не ела. Разве что у Савты. :)
А мацу уже сами добывали в конце 80-х. Или через легендарную Броню, или привозили из Москвы из синагоги.
d1se
Apr. 14th, 2011 07:30 pm (UTC)
Вот, у тебя Броня, а у меня - Юра. В Харькове было полно светлых личностей. :-)
забыла нас... - colonel_bob - Apr. 15th, 2011 03:44 am (UTC) - Expand
Re: забыла нас... - venichek - Apr. 15th, 2011 06:46 am (UTC) - Expand
panna_nusha
Apr. 14th, 2011 04:47 am (UTC)
Интересно так! :)))
Из всего описанного, я знаю только гефельти-фиш и шейку в прекрасном исполнении бабушки.
d1se
Apr. 14th, 2011 07:31 pm (UTC)
Ну, форшмак-то ты точно знаешь. А вот рецептов манделах и леках у меня нет, затерялись где-то. Но в Интернете, думаю, есть.
(no subject) - panna_nusha - Apr. 15th, 2011 03:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 15th, 2011 07:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - panna_nusha - Apr. 15th, 2011 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 15th, 2011 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - panna_nusha - Apr. 15th, 2011 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 15th, 2011 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - panna_nusha - Apr. 15th, 2011 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 16th, 2011 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - panna_nusha - Apr. 16th, 2011 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 16th, 2011 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - panna_nusha - Apr. 16th, 2011 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 16th, 2011 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - panna_nusha - Apr. 16th, 2011 06:11 pm (UTC) - Expand
savta
Apr. 14th, 2011 05:07 am (UTC)
Какой родной пост получился! И воспоминания сразу нахлынули! Пасхальный вечер в крошечной квартирке на Иванова у маминого дяди Мити и его нелюбимой, но любящей жены Ривы. Она всё доставала, всё готовила, вот только седера, как такового не делали, - боюсь, что просто не помнили. Зато обо всех блюдах обязательно говорили, почему их едят.
d1se
Apr. 14th, 2011 07:12 pm (UTC)
А фотографию свою узнала? Она сюда очень пришлась.

Может порядок седера(тавтология какая-то получилась) и не соблюдали, но дух праздника, кажется, мы все помним.
(no subject) - savta - Apr. 15th, 2011 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 15th, 2011 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - savta - Apr. 15th, 2011 07:01 pm (UTC) - Expand
karmit
Apr. 14th, 2011 01:37 pm (UTC)
Очень интересно и аппетитно написано, спасибо! Я в первый раз увидела мацу в 1990-м году, ее привозили из Москвы, была она толстая и не очень вкусная. А потом уже начали привозить американскую и израильскую.
С наступающим вас праздником!
d1se
Apr. 14th, 2011 07:09 pm (UTC)
Спасибо за поздравление.
Вот! не мне одной эта перестроечная маца была невкусной.
(no subject) - alena_15 - Apr. 13th, 2014 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 13th, 2014 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alena_15 - Apr. 13th, 2014 05:44 pm (UTC) - Expand
vlhart
Apr. 14th, 2011 03:07 pm (UTC)
Да. Шейке.
d1se
Apr. 14th, 2011 07:08 pm (UTC)
Мне "гелзелах" как-то привычнее, бабушки говорили так. Это же не обязательно шейка, фаршировали и шкурку с задней части, а называли так же.
(no subject) - vlhart - Apr. 15th, 2011 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 15th, 2011 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlhart - Apr. 15th, 2011 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 15th, 2011 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlhart - Apr. 15th, 2011 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 16th, 2011 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - vlhart - Apr. 16th, 2011 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 16th, 2011 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - vlhart - Apr. 16th, 2011 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlhart - Apr. 16th, 2011 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 16th, 2011 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - vlhart - Apr. 16th, 2011 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 16th, 2011 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlhart - Apr. 16th, 2011 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 16th, 2011 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlhart - Apr. 16th, 2011 06:11 pm (UTC) - Expand
dan_il
Apr. 14th, 2011 06:43 pm (UTC)
Да было время-праздновали сейдер два дня подряд, мацу отец привозил с Закарпатья,кур( живых конечно) покупали заранее, недели две откармливали их на чердаке, перед тем как нести к шохету. Вино тоже было домашнее, виноградное, в громадных бутылях-вообще если разобраться, соблюдали кошер ле пейсах сильнее чем здесь-на улице даже воду не пили..
d1se
Apr. 14th, 2011 07:06 pm (UTC)
Тут вода на улице кошерная. :-))
Главное, вся семья собиралась, для меня дух Песаха всегда именно в этом
colonel_bob
Apr. 15th, 2011 03:43 am (UTC)
Когда я был пацаном, праздновать ещё боялись -
у деда был открытый дом, кто-нибудь мог и донести. Так я ничего о Песахе и не знал. Дома мацу ели, но тоже без комментариев. Теперь догоняем потихоньку. А шейка была, кажется, гусиной.
d1se
Apr. 15th, 2011 07:19 am (UTC)
А шейка была, кажется, гусиной
O! У вас даже гусь к празднику был. :-)) Но я, все-таки, стою на позициях, что еврейская птица - это курица.
milunya59
Apr. 18th, 2011 01:57 pm (UTC)
Насколько я помню мое далекое детство, шейка начинялась только из курицы. Была безумно вкусная, и только бабушка умела ее делать.А мацу бабушка тоже брала у Юры. Наверно, того самого.
d1se
Apr. 18th, 2011 07:06 pm (UTC)
Ну, я так там и написала, что наша птица - это курица. :-)
Юра, наверно, Павлово поле снабжал, там, в комментах, еще и Броню упоминают.

(no subject) - milunya59 - Apr. 18th, 2011 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 19th, 2011 11:54 am (UTC) - Expand
superglaz
Apr. 21st, 2011 01:43 pm (UTC)
Здорово, у меня такого в детсве не было. Светская семья.
d1se
Apr. 21st, 2011 07:12 pm (UTC)
Я только в Израиле поняла, что наша семья была исключением. Люди не то чтобы не хотели соблюдать традиции, они их просто не знали.
А мне повезло, что бабушки/тетушки жили долго, имели светлую голову и сумели сохранить традицию для внуков и правнуков.
(no subject) - alena_15 - Apr. 13th, 2014 07:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 13th, 2014 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alena_15 - Apr. 13th, 2014 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 13th, 2014 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - el_41 - Apr. 5th, 2015 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 5th, 2015 06:18 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 90 comments — Leave a comment )