Troll (d1se) wrote,
Troll
d1se

Categories:
  • Mood:

Размышления у Кельнского собора

Анекдот в тему. И не анекдот даже, а вполне реальный случай из жизни.
Давным-давно приятели старшего сына поехали в Париж. В поисках достопримечательностей они стали спрашивать прохожих, где находится Cathedral our Lady of Paris. К их удивлению, никто не знал туда дороги. В конце концов, им повезло попасть на англичанина, жившего в городе лет 20, но и он понятия не имел, о чем речь. И был этим крайне раздосадован: даже в Израиле знают про храм, о котором он, местный житель, никогда не слышал. «Может, сходите пока в Notre-Dame de Paris?- предложил он, - это за углом»

Про Кельнский собор все знают, он входит в обойму. Там, в обойме, подобралась хорошая компания: базилики Св.Петра и Св.Марка, Айя-София и Храм гроба Господня, Миланский собор и Саграда Фамилия…
В собор мы попали рано утром, несмотря на экстремальное начало поездки, описанное irenase здесь. Кстати, всем советую прочитать и запомнить ее советы. Отправляясь в путешествие, мы каждый раз полагаем, что потеря багажа «нас не коснется». Коснулось, как видите. Так что, не грех воспользоваться чужим опытом, на всякий случай.
И, в целом, советую погулять в ее ЖЖ, там уже имеется несколько постов на заданную тему.

Кельнский собор в лучах восходящего солнца был абсолютно голубой. Помните Моне? Он писал Руанский собор то зеленым, то серым, то желтым. Так вот, утренний собор у него тоже голубого цвета.



С утра пораньше тех, кого кормит этот готический шедевр, почти не было, но они набежали очень скоро: оживающие манекены, создатели картин на асфальте, музыканты и, разумеется, нищие, оккупировали многочисленные входы в храм.
В путеводителе сказано, что околособорное пространство предоставлено лучшим художникам и музыкантам Германии для почетного права нести прекрасное в массы. Что-то не верится мне: деньги им бросают, и они их охотно берут, да и представленные творения говорят о ремесленничестве, а не о высоком искусстве. Оживающие манекены, фотографирующиеся с туристами за плату, вообще отвратительны. Нищие же, которые побогаче нас с вами, делают двойную работу: дают вам ощутить себя и состоятельным, и творящим доброе дело. К ним у меня претензий нет: фарисейство «подал нищему – проложил себе дорогу в рай» обязательно возле любой церкви.
Христос изгнал торговцев из Храма, но, видимо, был недостаточно убедителен. По пальцам можно пересчитать популярные соборы, где нет этого мусора: Кремль, Ватикан… Навскидку и назвать нечего.

Но готическому красавцу нет дела до мирской суеты. Он стоит отдельно от всей этой мишуры и нужно совсем маленькое усилие, чтобы напрочь забыть о толпе и гвалте и увидеть Храм.

Часть украшающих собор скульптур очистили от патины. По-моему, зря. Вот, сняла группу, где «отбелили» только одну фигуру. IMHO, остальные лучше смотрятся.



Фотографий копии крестоцвета, установленной возле собора, чтобы обозначить размеры каменных украшений на башнях, полон Интернет, но я не могу удержаться.



А химеры до чего хороши!



Я где-то писала, что здания в романском стиле мне как-то душевнее и ближе, чем пламенеющая готика. Этим снимком я готова поспорить с самой собой.



Сокровищницу как-то посещают меньше, чем сам собор. А зря, само по себе подземелье храма стоит визита, не говоря уже об экспонатах: скульптуре, драгоценностях, религиозной атрибутике. Там очень красивые и интересные вещи. Мне запомнилась витрина с символами местной власти: посох архиепископа и «меч Кельна» (символ власти курфюстра).





А в этом футляре, если верить надписи, находится ноготь Христа.



Строительные инструменты, которыми Фридрих-Вильгельм Прусский заложил последний камень в основание здания, обозначив тем самым окончание строительства собора, тоже хранятся здесь.



Про витражи Кельнского собора тоже немереное количество материала выложено в Интернет. Я, честно говоря, после всего прочитанного, ожидала увидеть что-то подобное радуге, поразившей меня когда-то в соборе Св.Витта. Этого не произошло, думаю, по той причине, что витражи главного храма столицы Чехии намного «моложе» и лучше пропускают свет.
После прогулок по Резиденции баварских курфюстров , я прониклась большой симпатией к династии Виттельсбахов, поэтому при съемке в соборе отдала предпочтение «баварским» витражам.



Снимать нефы тяжело: как и всякая готическая церковь, собор внутри освещен неважно. Высветишь стены – витражи станут белыми, оставишь витражи – стены будут выглядеть убедительным темным пятном. Так что выкладываю некий усредненный портрет внутреннего убранства.



Мы оказались в Кельне в воскресенье, а это означало, что перед вечерней мессой всех туристов из храма выставили. Я начала что-то лепетать насчет прослушивания органа «в сторонке». «Тебя так интересует месса?» - спросил меня суровый прелат. «Да, очень», - я нисколько не лукавила. И оказалась на скамье среди прихожан вполне легально.

В Кельнском соборе два органа, расположенных друг к другу под углом в 90 градусов. Когда они оба зазвучали в начале службы, впечатление было настолько сильным, что меня, ни в коей мере не христианку, подбросило вверх, и я встала со скамьи вместе со всеми остальными. Когда вступила солистка, мне показалось, что я узнаю "Dignare O Domine" из "Te Deum" Генделя.
Что еще надо человеку для счастья? Закатное солнце играет в витражах, а я сижу в Кельнском соборе и слушаю орган. Когда я вышла на улицу, то увидела весь фасад собора в желто-золотой гамме, совсем как у Моне на картине «Руанский собор, освещенный солнцем». Теперь я стала лучше понимать, почему художник создал столько картин на эту тему.



Поздним вечером мы подошли к собору снова. Такой картины у Моне не было: подсвеченная черная громада выступала из темноты, являя нам свою последнюю ипостась. Чтобы наутро снова предстать в голубом сиянии.

Tags: Германия, Путешествия, Размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments