?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Анекдот в тему. И не анекдот даже, а вполне реальный случай из жизни.
Давным-давно приятели старшего сына поехали в Париж. В поисках достопримечательностей они стали спрашивать прохожих, где находится Cathedral our Lady of Paris. К их удивлению, никто не знал туда дороги. В конце концов, им повезло попасть на англичанина, жившего в городе лет 20, но и он понятия не имел, о чем речь. И был этим крайне раздосадован: даже в Израиле знают про храм, о котором он, местный житель, никогда не слышал. «Может, сходите пока в Notre-Dame de Paris?- предложил он, - это за углом»

Про Кельнский собор все знают, он входит в обойму. Там, в обойме, подобралась хорошая компания: базилики Св.Петра и Св.Марка, Айя-София и Храм гроба Господня, Миланский собор и Саграда Фамилия…
В собор мы попали рано утром, несмотря на экстремальное начало поездки, описанное irenase здесь. Кстати, всем советую прочитать и запомнить ее советы. Отправляясь в путешествие, мы каждый раз полагаем, что потеря багажа «нас не коснется». Коснулось, как видите. Так что, не грех воспользоваться чужим опытом, на всякий случай.
И, в целом, советую погулять в ее ЖЖ, там уже имеется несколько постов на заданную тему.

Кельнский собор в лучах восходящего солнца был абсолютно голубой. Помните Моне? Он писал Руанский собор то зеленым, то серым, то желтым. Так вот, утренний собор у него тоже голубого цвета.



С утра пораньше тех, кого кормит этот готический шедевр, почти не было, но они набежали очень скоро: оживающие манекены, создатели картин на асфальте, музыканты и, разумеется, нищие, оккупировали многочисленные входы в храм.
В путеводителе сказано, что околособорное пространство предоставлено лучшим художникам и музыкантам Германии для почетного права нести прекрасное в массы. Что-то не верится мне: деньги им бросают, и они их охотно берут, да и представленные творения говорят о ремесленничестве, а не о высоком искусстве. Оживающие манекены, фотографирующиеся с туристами за плату, вообще отвратительны. Нищие же, которые побогаче нас с вами, делают двойную работу: дают вам ощутить себя и состоятельным, и творящим доброе дело. К ним у меня претензий нет: фарисейство «подал нищему – проложил себе дорогу в рай» обязательно возле любой церкви.
Христос изгнал торговцев из Храма, но, видимо, был недостаточно убедителен. По пальцам можно пересчитать популярные соборы, где нет этого мусора: Кремль, Ватикан… Навскидку и назвать нечего.

Но готическому красавцу нет дела до мирской суеты. Он стоит отдельно от всей этой мишуры и нужно совсем маленькое усилие, чтобы напрочь забыть о толпе и гвалте и увидеть Храм.

Часть украшающих собор скульптур очистили от патины. По-моему, зря. Вот, сняла группу, где «отбелили» только одну фигуру. IMHO, остальные лучше смотрятся.



Фотографий копии крестоцвета, установленной возле собора, чтобы обозначить размеры каменных украшений на башнях, полон Интернет, но я не могу удержаться.



А химеры до чего хороши!



Я где-то писала, что здания в романском стиле мне как-то душевнее и ближе, чем пламенеющая готика. Этим снимком я готова поспорить с самой собой.



Сокровищницу как-то посещают меньше, чем сам собор. А зря, само по себе подземелье храма стоит визита, не говоря уже об экспонатах: скульптуре, драгоценностях, религиозной атрибутике. Там очень красивые и интересные вещи. Мне запомнилась витрина с символами местной власти: посох архиепископа и «меч Кельна» (символ власти курфюстра).





А в этом футляре, если верить надписи, находится ноготь Христа.



Строительные инструменты, которыми Фридрих-Вильгельм Прусский заложил последний камень в основание здания, обозначив тем самым окончание строительства собора, тоже хранятся здесь.



Про витражи Кельнского собора тоже немереное количество материала выложено в Интернет. Я, честно говоря, после всего прочитанного, ожидала увидеть что-то подобное радуге, поразившей меня когда-то в соборе Св.Витта. Этого не произошло, думаю, по той причине, что витражи главного храма столицы Чехии намного «моложе» и лучше пропускают свет.
После прогулок по Резиденции баварских курфюстров , я прониклась большой симпатией к династии Виттельсбахов, поэтому при съемке в соборе отдала предпочтение «баварским» витражам.



Снимать нефы тяжело: как и всякая готическая церковь, собор внутри освещен неважно. Высветишь стены – витражи станут белыми, оставишь витражи – стены будут выглядеть убедительным темным пятном. Так что выкладываю некий усредненный портрет внутреннего убранства.



Мы оказались в Кельне в воскресенье, а это означало, что перед вечерней мессой всех туристов из храма выставили. Я начала что-то лепетать насчет прослушивания органа «в сторонке». «Тебя так интересует месса?» - спросил меня суровый прелат. «Да, очень», - я нисколько не лукавила. И оказалась на скамье среди прихожан вполне легально.

В Кельнском соборе два органа, расположенных друг к другу под углом в 90 градусов. Когда они оба зазвучали в начале службы, впечатление было настолько сильным, что меня, ни в коей мере не христианку, подбросило вверх, и я встала со скамьи вместе со всеми остальными. Когда вступила солистка, мне показалось, что я узнаю "Dignare O Domine" из "Te Deum" Генделя.
Что еще надо человеку для счастья? Закатное солнце играет в витражах, а я сижу в Кельнском соборе и слушаю орган. Когда я вышла на улицу, то увидела весь фасад собора в желто-золотой гамме, совсем как у Моне на картине «Руанский собор, освещенный солнцем». Теперь я стала лучше понимать, почему художник создал столько картин на эту тему.



Поздним вечером мы подошли к собору снова. Такой картины у Моне не было: подсвеченная черная громада выступала из темноты, являя нам свою последнюю ипостась. Чтобы наутро снова предстать в голубом сиянии.

Comments

d1se
Nov. 2nd, 2010 02:37 pm (UTC)
Так и строили его сколько лет. Думаю, вера им действительно помогала. Храм!
colonel_bob
Nov. 2nd, 2010 03:06 pm (UTC)
Я вижу, тебя страшно заинтересовало, как снимать тёмный собор с витражами. Хозяин - барин, но ты ещё будешь в соборах...

Строили достаточно быстро. Представь, ск. бы такое строительство стоили в наши дни - Германия не потянула бы...
d1se
Nov. 2nd, 2010 08:24 pm (UTC)
Сегодня его бы вообще не построили бы.
Мне про съемки со штатива рассказывать - это метать бисер. У меня - вот это: http://d1se.livejournal.com/112834.html
И я, между прочим, тихо радуюсь. Столько лет думала о выдержке и диафрагме, а теперь - не надо!:-))
colonel_bob
Nov. 2nd, 2010 10:30 pm (UTC)
Не надо и хорошо!

В Израиле бисер метать? Перед кем?!
d1se
Nov. 3rd, 2010 06:59 pm (UTC)
Заметьте, это не я предложил. <С>
colonel_bob
Nov. 3rd, 2010 09:25 pm (UTC)
Кафе-бар. Я догоню!
d1se
Nov. 4th, 2010 05:15 pm (UTC)
:-))