?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Анекдот в тему. И не анекдот даже, а вполне реальный случай из жизни.
Давным-давно приятели старшего сына поехали в Париж. В поисках достопримечательностей они стали спрашивать прохожих, где находится Cathedral our Lady of Paris. К их удивлению, никто не знал туда дороги. В конце концов, им повезло попасть на англичанина, жившего в городе лет 20, но и он понятия не имел, о чем речь. И был этим крайне раздосадован: даже в Израиле знают про храм, о котором он, местный житель, никогда не слышал. «Может, сходите пока в Notre-Dame de Paris?- предложил он, - это за углом»

Про Кельнский собор все знают, он входит в обойму. Там, в обойме, подобралась хорошая компания: базилики Св.Петра и Св.Марка, Айя-София и Храм гроба Господня, Миланский собор и Саграда Фамилия…
В собор мы попали рано утром, несмотря на экстремальное начало поездки, описанное irenase здесь. Кстати, всем советую прочитать и запомнить ее советы. Отправляясь в путешествие, мы каждый раз полагаем, что потеря багажа «нас не коснется». Коснулось, как видите. Так что, не грех воспользоваться чужим опытом, на всякий случай.
И, в целом, советую погулять в ее ЖЖ, там уже имеется несколько постов на заданную тему.

Кельнский собор в лучах восходящего солнца был абсолютно голубой. Помните Моне? Он писал Руанский собор то зеленым, то серым, то желтым. Так вот, утренний собор у него тоже голубого цвета.



С утра пораньше тех, кого кормит этот готический шедевр, почти не было, но они набежали очень скоро: оживающие манекены, создатели картин на асфальте, музыканты и, разумеется, нищие, оккупировали многочисленные входы в храм.
В путеводителе сказано, что околособорное пространство предоставлено лучшим художникам и музыкантам Германии для почетного права нести прекрасное в массы. Что-то не верится мне: деньги им бросают, и они их охотно берут, да и представленные творения говорят о ремесленничестве, а не о высоком искусстве. Оживающие манекены, фотографирующиеся с туристами за плату, вообще отвратительны. Нищие же, которые побогаче нас с вами, делают двойную работу: дают вам ощутить себя и состоятельным, и творящим доброе дело. К ним у меня претензий нет: фарисейство «подал нищему – проложил себе дорогу в рай» обязательно возле любой церкви.
Христос изгнал торговцев из Храма, но, видимо, был недостаточно убедителен. По пальцам можно пересчитать популярные соборы, где нет этого мусора: Кремль, Ватикан… Навскидку и назвать нечего.

Но готическому красавцу нет дела до мирской суеты. Он стоит отдельно от всей этой мишуры и нужно совсем маленькое усилие, чтобы напрочь забыть о толпе и гвалте и увидеть Храм.

Часть украшающих собор скульптур очистили от патины. По-моему, зря. Вот, сняла группу, где «отбелили» только одну фигуру. IMHO, остальные лучше смотрятся.



Фотографий копии крестоцвета, установленной возле собора, чтобы обозначить размеры каменных украшений на башнях, полон Интернет, но я не могу удержаться.



А химеры до чего хороши!



Я где-то писала, что здания в романском стиле мне как-то душевнее и ближе, чем пламенеющая готика. Этим снимком я готова поспорить с самой собой.



Сокровищницу как-то посещают меньше, чем сам собор. А зря, само по себе подземелье храма стоит визита, не говоря уже об экспонатах: скульптуре, драгоценностях, религиозной атрибутике. Там очень красивые и интересные вещи. Мне запомнилась витрина с символами местной власти: посох архиепископа и «меч Кельна» (символ власти курфюстра).





А в этом футляре, если верить надписи, находится ноготь Христа.



Строительные инструменты, которыми Фридрих-Вильгельм Прусский заложил последний камень в основание здания, обозначив тем самым окончание строительства собора, тоже хранятся здесь.



Про витражи Кельнского собора тоже немереное количество материала выложено в Интернет. Я, честно говоря, после всего прочитанного, ожидала увидеть что-то подобное радуге, поразившей меня когда-то в соборе Св.Витта. Этого не произошло, думаю, по той причине, что витражи главного храма столицы Чехии намного «моложе» и лучше пропускают свет.
После прогулок по Резиденции баварских курфюстров , я прониклась большой симпатией к династии Виттельсбахов, поэтому при съемке в соборе отдала предпочтение «баварским» витражам.



Снимать нефы тяжело: как и всякая готическая церковь, собор внутри освещен неважно. Высветишь стены – витражи станут белыми, оставишь витражи – стены будут выглядеть убедительным темным пятном. Так что выкладываю некий усредненный портрет внутреннего убранства.



Мы оказались в Кельне в воскресенье, а это означало, что перед вечерней мессой всех туристов из храма выставили. Я начала что-то лепетать насчет прослушивания органа «в сторонке». «Тебя так интересует месса?» - спросил меня суровый прелат. «Да, очень», - я нисколько не лукавила. И оказалась на скамье среди прихожан вполне легально.

В Кельнском соборе два органа, расположенных друг к другу под углом в 90 градусов. Когда они оба зазвучали в начале службы, впечатление было настолько сильным, что меня, ни в коей мере не христианку, подбросило вверх, и я встала со скамьи вместе со всеми остальными. Когда вступила солистка, мне показалось, что я узнаю "Dignare O Domine" из "Te Deum" Генделя.
Что еще надо человеку для счастья? Закатное солнце играет в витражах, а я сижу в Кельнском соборе и слушаю орган. Когда я вышла на улицу, то увидела весь фасад собора в желто-золотой гамме, совсем как у Моне на картине «Руанский собор, освещенный солнцем». Теперь я стала лучше понимать, почему художник создал столько картин на эту тему.



Поздним вечером мы подошли к собору снова. Такой картины у Моне не было: подсвеченная черная громада выступала из темноты, являя нам свою последнюю ипостась. Чтобы наутро снова предстать в голубом сиянии.

Comments

( 69 comments — Leave a comment )
fellya
Nov. 1st, 2010 08:51 pm (UTC)
да, внутри можно бродить целый день) не собор-город)
d1se
Nov. 1st, 2010 09:15 pm (UTC)
Мы всего 2 дня в Кельне были. И, кажется, за это время посетили собор раз 5. :-)
(no subject) - fellya - Nov. 1st, 2010 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 1st, 2010 09:27 pm (UTC) - Expand
irenase
Nov. 1st, 2010 09:15 pm (UTC)
Хорошо ты о соборе рассказа, душевно. Увлекательный рассказ получился. Прочувствовала ты этот собор. А у меня с ним что-то не срослось. Не знаю даже что. Вот примусь за него, м.б. поменяю мнение. У меня иногда так бывает. Не думаю, что собор в этом виноват. Скорее та ситуация, которая сложилась на момент нашего прилета...
А вот Сокровищница мне очень понравилась. Жаль, что я оказалась законопослушной и не снимала в ней. Огромный крест, усыпанный драгоценными камнями и сейчас стоит у меня перед глазами. Правда, если бы я там еще и начала снимать, то ее бы просто не закрыли вовремя...

d1se
Nov. 1st, 2010 09:22 pm (UTC)
Я не незаконопослушная, а просто не увидела запрета. ;-)) Снимки, правда, не айс, темновато.

Правда, почувствовала собор. Но ты еще распишешься, у вас же виды с 509 ступенек. Я жду их публикации с нетерпением.
(no subject) - irenase - Nov. 1st, 2010 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 1st, 2010 09:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irenase - Nov. 1st, 2010 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 2nd, 2010 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irenase - Nov. 2nd, 2010 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 2nd, 2010 08:28 pm (UTC) - Expand
leila_may
Nov. 1st, 2010 09:19 pm (UTC)
Как всегда, очень интересно!
Почему-то вспомнился Дуомо в Милане, хотя тот более светлый и нарядный. Согласна с тобой, что зря они фигуры отбелили - совсем не то.
И как же здорово, что тебе удалось попасть на настоящую мессу - всегда мечтала (я вроде как православная, но на самом деле, я довольно далека от религии).
d1se
Nov. 1st, 2010 09:25 pm (UTC)
Вот до Милана не добралась еще, там же собор шикарный.
Тебе, вроде несложно с мессой? Но в таком шикарном соборе мне и не мечталось. Повезло!
(no subject) - leila_may - Nov. 1st, 2010 09:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 1st, 2010 09:42 pm (UTC) - Expand
panna_nusha
Nov. 1st, 2010 09:37 pm (UTC)
Очень душевно так, с большим интересом прочитала, спасибо!
d1se
Nov. 1st, 2010 09:39 pm (UTC)
На здоровье. Мы с Ирой пришли к выводу, что я его(собор)ощутила. ;-)
(no subject) - panna_nusha - Nov. 1st, 2010 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 1st, 2010 09:48 pm (UTC) - Expand
leila_may
Nov. 1st, 2010 09:37 pm (UTC)
Забыла сказать: "Cathedral our Lady of Paris" - это потрясающе! :)))
d1se
Nov. 1st, 2010 09:38 pm (UTC)
Главное, реальный случай. :-))
colonel_bob
Nov. 1st, 2010 11:38 pm (UTC)
А раньше-то церква повыше была...
Витражи нужно снимать со штатива (при возможности и с разрешения) с очень разной экспозицией - для тёмных стен и для собственно витражей, а потом совмещать изображения с разных снимков.
Меня Кёльнский собор убил - такая нахальства! Ни за что не рискнул бы строить его в XXI веке из современных материалов и современными методами. Наверное, строители доооолго молились и прощение испрашивали, прежде, чем первый камешек уложить.
_m_u_
Nov. 2nd, 2010 04:50 am (UTC)
И сильно повыше? А почему пониже стал - ты, что ли, там пошалил?
(no subject) - colonel_bob - Nov. 2nd, 2010 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - _m_u_ - Nov. 2nd, 2010 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 2nd, 2010 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - colonel_bob - Nov. 2nd, 2010 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 2nd, 2010 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 2nd, 2010 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - colonel_bob - Nov. 2nd, 2010 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 2nd, 2010 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - colonel_bob - Nov. 2nd, 2010 10:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 3rd, 2010 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - colonel_bob - Nov. 3rd, 2010 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 4th, 2010 05:15 pm (UTC) - Expand
_m_u_
Nov. 2nd, 2010 04:49 am (UTC)
Может быть, белая фигура просто реставрировалась. Если она из того же камня, что и собор, то через пару лет обретет прежний серый цвет. Этот камень быстро темнеет.
d1se
Nov. 2nd, 2010 02:41 pm (UTC)
Да, я читала. Но там на каждом входе есть несколько таких белых фигур. Неужели все их реставрировали?
(no subject) - _m_u_ - Nov. 2nd, 2010 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 2nd, 2010 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _m_u_ - Nov. 2nd, 2010 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 3rd, 2010 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _m_u_ - Nov. 3rd, 2010 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 3rd, 2010 07:24 pm (UTC) - Expand
evgenybe
Nov. 2nd, 2010 05:19 am (UTC)
Ой, Ира, мне так понравилось! И фотографии и, особенно, рассказ. А про два органа - аж мурашки по коже.

Если позволишь в дополнение о двух своих впечатлениях
На первой фотографии какие-то стеклянные призмы (скорее всего фонари?) - архитектор который их там "влепил" совсем не думал о сочетании модерна с собором. Если ты сможешь вырезать храм между ними - от этого будет большой выигрыш.
На последней фотографии - поразительная хрустальность замка. Здесь можно было бы снимать Кая и Снежную королеву. Ах!
d1se
Nov. 2nd, 2010 02:43 pm (UTC)
Призмы, на самом деле инородны. Но, поскольку они тоже оказались голубыми я решила их оставить для контраста старого и нового. :-))

Спасибо за лестный отзыв. Боялась, что ночной снимок не получится.
venichek
Nov. 2nd, 2010 06:30 am (UTC)
Повествование просто увлекло. И вся прониклась настроением.
Меня в таких местах всегда глубоко волнует мысль о величии человеческих возможностей и талантах.Это "в зобу дыханье спёрло" началось в Вестминском соборе и продолжилось в Праге, Барселоне. Остальное из "обоймы" ещё надеюсь увидеть.
Спасибо!
d1se
Nov. 2nd, 2010 02:45 pm (UTC)
Конечно посмотришь, какие наши годы! Наша ЖЖ-шная компания, как видишь, хорошо умеет ездить по Европе. ;-))
Спасибо.
vlhart
Nov. 2nd, 2010 04:17 pm (UTC)
Хочу в Кёльн!
d1se
Nov. 2nd, 2010 08:26 pm (UTC)
ДА, стимул неслабый. ;-))
(no subject) - vlhart - Nov. 3rd, 2010 01:31 pm (UTC) - Expand
evrikab
Nov. 2nd, 2010 07:23 pm (UTC)
Собор в ночной подсветке неотразим!
d1se
Nov. 2nd, 2010 08:25 pm (UTC)
Совсем не уверена была, что получится что-то. Спасибо!
samram111
Nov. 2nd, 2010 07:35 pm (UTC)
Красота какая!
d1se
Nov. 2nd, 2010 08:26 pm (UTC)
На века строили.
dan_il
Nov. 3rd, 2010 07:56 pm (UTC)
Собор конечно потрясает, и подумать что всё это из за одного ларца..



d1se
Nov. 3rd, 2010 09:19 pm (UTC)
Ну, не только. Я еще и ноготь откопала. :-)
(no subject) - dan_il - Nov. 4th, 2010 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 4th, 2010 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dan_il - Nov. 4th, 2010 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 4th, 2010 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kusha_malusha - Nov. 22nd, 2010 10:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 23rd, 2010 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kusha_malusha - Nov. 26th, 2010 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Nov. 26th, 2010 01:33 pm (UTC) - Expand
irish_noa
Nov. 8th, 2010 02:07 am (UTC)
Собор велик и прекрасен! :)
d1se
Nov. 8th, 2010 10:35 am (UTC)
Спасибо. От меня и от собора. :-))
savta
Nov. 8th, 2010 10:00 am (UTC)
С ума сойти, какая ты эрудированная! :)
И я не понимаю, как можно впитать в себя это грандиозное творение во время прогулки к ней. Каждое фото - стоять и стоять!
d1se
Nov. 8th, 2010 10:37 am (UTC)
Так мы за 2 дня раз 5 туда сходили, за один раз как-то действительно не доходит. :-))

Спасибо за комплимент, у меня память хорошая на то, что не надо. ;-)
( 69 comments — Leave a comment )