?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В моей любимой книжке "Дорога уходит вдаль" описан пасхальный вечер. Праздник в кругу семьи. Мне почему-то вспоминаются наши пасхальные вечера на «доисторической родине».



Начиналось все с того, что надо было узнать: а когда собственно наступает пасхальный вечер? Не было же таких календарей. Но «сарафанное радио» исправно поставляло нам даты. Я уж и не помню как, но мы всегда знали заранее точное число.

Потом следовал звонок Юре. Многие годы таинственный Юра привозил нам картонные коробки мацы. Никогда я не ела мацы более удачной, чем его изделия. Говорили, что маца у Юры – некошерная. Говорили, что ее делают гои (неевреи). Говорили, что ее месят торговки с Благбаза (Благовещенский базар – центральный харьковский рынок). Говорили, что они месят ее ногами. Несмотря на все эти наветы, дело Юры процветало, ибо он привозил замечательную мацу.
Заказ делался намеком. «Здравствуйте, Юра. Это Ира с ул. Космонавтов». Следовала короткая пауза: Юра проверял, действительно ли у него была заказчица с таким именем и адресом. Затем он спрашивал: «Как в прошлом году?» Уточнялись цена, количество, дата привоза. Юра никогда не подводил. Потом друзья и родня проходили и разбирали свои упаковки.

Далее начинались поиски рыбы. Если в выпадающий на осень Рош-а-шана (Новый год) рыбы хватало, то по весне она в Харьковской области, похоже, плодиться и жиреть категорически отказывалась. В дело шли личные связи, заискивания в магазине, вставание в 6 утра, дабы успеть ухватить что-либо на рынке… И все же бывало, что вместо карпа или судака на столе оказывалась менее каноническая порода гефилте-фиш (фаршированной рыбы). Главным специалистом по гефилте-фиш была моя бабушка. Она говорила, что мясорубка портит фарш, и потому растирала его деревянной ложкой. Ах, что это были за кайлелах (тефтели из рыбного фарша)!

Еще готовили форшмак. Селедка была доступной, но очень соленой. Ее разделывали и вымачивали. Как сейчас помню кухонный сервант (кто-нибудь еще не забыл, что это такое?) со стоящей на нем миской. В миске плавал будущий форшмак. Потом добавляли крутые яйца и кислое яблоко. Потом начиналась заправка, и форшмак долго пробовали всем домом.

Моя тетя делала «глину», в Израиле это называется харосет. Мне эта сладкая бурда не нравилась, но все очень хвалили. А вот "мацебро" ("мацебра") - это жутко вкусно. А уж калорий!

Вы знаете, как евреи готовят курицу? О, вы не знаете, как евреи готовят курицу.
В дело идет все. Из красного мяса делается жаркое, из косточек варят бульон, из белого мяса для этого бульона изготовляются фрикадельки. Жирные шкурки вытапливаются и из них получаются шкварки. А самый большой кусок кожи, взятый с шеи, начиняется жиром с мукой и зашивается. Его бросают в котелок вместе с жарким из красного мяса – так получают «гелзелах», фаршированную шейку.
И из одной курицы, мы имеем пасхальный обед!
Мацовой муки добыть было негде. Моя тетя толкла в ступке мацу и из нее делала «гелзелах», мучные шарики для бульона – «манделах», пасхальный пирог - «леках».

На середину стола ставили пустой бокал, в него сливали капельку остатка из личных емкостей, чтобы горести ушли. А на подоконник ставили бокал с вином для Элиягу-а-Нави (Ильи-пророка). Ребенком я верила, что Илья-пророк незаметно отпивает из бокала, иначе почему уровень вина в нем падает?
За столом собиралась вся семья: мы съезжались с разных концов города, из других городов: в Пасхальный вечер вся семья должна быть в сборе.
Главными за столом были бабушкина старшая сестра и ее муж. Но этот период я помню плохо. Зато многие последующие вечера, пусть и похожие один на другой, всегда в моей памяти.

Половины из тех, кто из года в год собирался за нашим семейным пасхальным столом, уже нет на свете. А тем, кто остался, непросто собраться вместе: надо ехать не из других городов, а из других стран. Но раз в году, в Пасхальный вечер, я помню и вижу всех.

Comments

( 92 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
kohavit_julia
Apr. 3rd, 2007 08:29 pm (UTC)
Как хорошо :-)
d1se
Apr. 3rd, 2007 08:37 pm (UTC)
Спасибо! :-))
el_41
Apr. 3rd, 2007 08:50 pm (UTC)
Вы замечательно передали атмосферу и детали наших праздников там. Обычно точно соблюдались традиции в тех семьях, где были ещё живы представитли самого старшего поколения, кроме родителей, - бабушки, дедушки. У нас в семье не праздновали по всем правилам, но маца каким-то образом всегда в дом попадала. Однажды я попала на Песах в дом моей институтской подруги Инны Брон (я сознательно называю фамилию . Их знали в городе, может и вам она была знакома). Её дедушка был религиозным евреем, и её мама ради него проводила дни праздника, соблюдая все правила, включая специального резчика курицы и т. д. Тогда впервые я увидела и поняла, что такое и как выглядят "кнейдлах" и другие детали пасхального празднования. Прочла с интересом.)))
d1se
Apr. 3rd, 2007 09:06 pm (UTC)
Спасибо!
Мне очень повезло, что бабушки-тетушки прожили долгую жизнь. И не только я, но и мои дети посидели за пасхальным столом большой семьей. Там ведь не только курицу ели. С шутками и улыбками, но Агада излагалась там ежегодно.

Фамилия Брон мне знакома: сын учился а Аней Брон в физ-мат гимназии на базе 47-ой школы. Знаю, что она с родителями в Израиле, были где-то в центре. С сыном они поначалу общались, а потом как-то разошлись. Это - та семья?
(no subject) - el_41 - Apr. 3rd, 2007 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - el_41 - Apr. 3rd, 2007 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sahkanit - Apr. 3rd, 2007 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:43 pm (UTC) - Expand
savta
Apr. 3rd, 2007 08:53 pm (UTC)
Можно я тебя поцелую? :)))
d1se
Apr. 3rd, 2007 09:07 pm (UTC)
Спасибо, савточка. Целуй. ;-)
(no subject) - savta - Apr. 4th, 2007 05:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 4th, 2007 07:22 am (UTC) - Expand
tigry
Apr. 3rd, 2007 08:54 pm (UTC)
Пасхальный вечер у Бруштейн описан так, что только знающий поймет, что речь идет о седере, а не о кком-то семейном празднике :)
И у нас все было именно так. Или почти так. Вот только подумалось, что из тех, кого детской памятью вижу за пасхальным столом, не осталось никого. А ведь какая огромная была семья, только у бабушки было 13 братьев и сестер.... И как все хором говорили "В будущем году в Иерусалиме", а Иерусалим увидела только я одна...
d1se
Apr. 3rd, 2007 09:11 pm (UTC)
>Пасхальный вечер у Бруштейн описан так, что только знающий поймет, что речь >идет о седере, а не о кком-то семейном празднике :)
Мне это как-то не приходило в голову. Видно, сильно знающая. :-))

Плохо, что никого не осталось. Мне повезло, что тетя собирала нас и после смерти стариков, что бабушка прожила долгую жизнь. Даже старший сын прекрасно помнит это.

Ты завтра в Хайфе?
(no subject) - irenase - Apr. 3rd, 2007 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigry - Apr. 3rd, 2007 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irenase - Apr. 3rd, 2007 09:27 pm (UTC) - Expand
Вспомнила - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:33 pm (UTC) - Expand
Re: Вспомнила - irenase - Apr. 3rd, 2007 09:48 pm (UTC) - Expand
Re: Вспомнила - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:52 pm (UTC) - Expand
Re: Вспомнила - irenase - Apr. 3rd, 2007 09:53 pm (UTC) - Expand
Re: Вспомнила - d1se - Apr. 4th, 2007 07:25 am (UTC) - Expand
Re: Вспомнила - irenase - Apr. 4th, 2007 08:14 am (UTC) - Expand
Re: Вспомнила - d1se - Apr. 4th, 2007 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irenase - Apr. 3rd, 2007 09:30 pm (UTC) - Expand
sahkanit
Apr. 3rd, 2007 09:00 pm (UTC)
А я как раз недавно удивлялась, когда мама рассказывала, как они покупали мацу. Без всяких загадочных звонков таинственным Юрам :) Сначала маца продавалась в специально выделенной булочной, потом - в синагоге. Совершенно открыто.
d1se
Apr. 3rd, 2007 09:14 pm (UTC)
Потому что в Питере всегда синагога была, было что-то централизованное. А в Харькове - увы! Остается верить, что мацу у Юры не месили ногами базарные торговки. :-))

Ссылки увидела?
(no subject) - sahkanit - Apr. 3rd, 2007 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:20 pm (UTC) - Expand
_m_u_
Apr. 3rd, 2007 09:14 pm (UTC)
Замечательные воспоминания!
А мацебоа (у нас говорили "мацебрай") до сих пор люблю.
irenase
Apr. 3rd, 2007 09:15 pm (UTC)
У нас тоже "мацебрай" говорили.
(no subject) - sahkanit - Apr. 3rd, 2007 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sahkanit - Apr. 3rd, 2007 09:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irenase - Apr. 3rd, 2007 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _m_u_ - Apr. 3rd, 2007 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigry - Apr. 3rd, 2007 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _m_u_ - Apr. 3rd, 2007 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 3rd, 2007 09:48 pm (UTC) - Expand
dagansha
Apr. 3rd, 2007 09:48 pm (UTC)
Как здорово!
А мои родственики все обрусели - я за свою жизнь первый раз узнала что такое Седер Песах году в 92м, когда в город пришел вездесущий Сохнут и начал просвещать нашего брата о всех реалиях еврейского бытия.
d1se
Apr. 3rd, 2007 09:51 pm (UTC)
Это обидно очень. Но ты - молодая, наверстаешь. А у твоих детей это всегда будет. И лучше чем у меня с советских "андеграундом".
samram111
Apr. 4th, 2007 05:58 am (UTC)
Как это живо у Вас получилось,все всплывает в памяти,и даже немножечко грустно по ушедшему детству.
У меня не много таких воспоминаний, бабушки и дедушки умерли,когда я еще была маленькой,но маца (это слово почему-то произносили шепотом)сделанная бабушкой и куриная начиненная шейка...

Спаисбо Вам.
d1se
Apr. 4th, 2007 07:21 am (UTC)
Спасибо!
Вспоминать прошедшее всегда немножко грустно. Но это - светлая печаль. Именно такие посиделки дают ощущение реальной причастности к своему народу - "воспитание за чаем".

Бабушка сама делала мацу? Просто героизм!
smile_at
Apr. 4th, 2007 09:01 am (UTC)
Как у тебя всё интересно описано, прямо слюнки потекли-и-и!!!
А семейные мемуары, чую я, тебе придётся издать отдельной книгой)))
d1se
Apr. 4th, 2007 04:13 pm (UTC)
Пасхальный вечер - это всегда очень вкусно. :-)) Но, честно, тогда было душевнее как-то.

>А семейные мемуары, чую я, тебе придётся издать отдельной книгой)))
Может, и стоило бы. Вместо дам-детективщиц. :-))
kenderiha
Apr. 4th, 2007 09:50 am (UTC)
Ты пишешь об этом даже лучше, чем Улицкая! /уж прости мне мой щенячий восторг/
d1se
Apr. 4th, 2007 04:20 pm (UTC)
А я прощаю! Меня же похвалили. :-))
Мне проще: у нее - договор, план, гонорар... А я просто получаю удовольствие. ;-))
dorinem
Apr. 4th, 2007 10:01 am (UTC)
Да, я всегда жалела, что у нас в семье всего этого не было, потому что от нас отвернулись все родственники, а родители этого сами не знали/не хотели. Помню только лет в 13, за год до отъезда сюда я первый раз попала в гости к еврейской тёте Фриде и ела у неё мацу, не зная, что это такое.
П. С. Позволю себе заметить, что в названии книги В ДАЛЬ пишется раздельно. Если это неважно, то не обращайте внимания на меня-зануду. :)
С праздником!
d1se
Apr. 4th, 2007 04:28 pm (UTC)
Жаль, конечно, что так сложилось. Ведь это - не просто вкусно поесть, это ощущение общности, большой семьи, которых в наше время становится все меньше. Зато в вашей нынепней семье все как пложено. ;-))

>Позволю себе заметить, что в названии книги В ДАЛЬ пишется раздельно.
У меня издание в 2-х томах. На одном написано вместе, на другом - раздельно. Вот и разберись, где правда. :-))
(no subject) - dorinem - Apr. 4th, 2007 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 4th, 2007 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigry - Apr. 12th, 2007 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - d1se - Apr. 12th, 2007 07:40 pm (UTC) - Expand
samram111
Apr. 4th, 2007 10:26 am (UTC)
Да , сама,точно помню,еще вилкой делала на ней дырочки,вот и все что осталось в памяти,мне было тогда лет 10..
d1se
Apr. 4th, 2007 04:32 pm (UTC)
Здорово! Я никогда не видела, как пекут мацу.

Офф. Спасибо за ссылки про Нетанию.
marimarka
Apr. 4th, 2007 11:27 am (UTC)
зацепило про курицу :)))
d1se
Apr. 4th, 2007 04:36 pm (UTC)
Бери на вооружение.
Я всю жизнь поступаю именно так, в советское время это очень выручало: мы только рассказы слушали об отдельно продающихся за рубежом ножках и грудках. :-)
nitsa
Apr. 4th, 2007 12:41 pm (UTC)
Прочитала "Благбаз" и екнуло :) . Яков Тайц и его рассказы и повести . Это слово пришло в мою жизнь оттуда :) .
Да ... А у нас никогда не было кошерного песаха , настоящего . Мацу , да привозили из Москвы . Уж не помню кто и как , но привозили . И она хранилась почему - то в спальне . Завернутая в белое вафельное полотенце . Рыбу готовили , но подозреваю , не потому , что сознательно к песаху , а просто потому что это было праздничное блюдо , как и шейки и манделах к бульону .
Маца соседствовала на столе с хлебом и тортами из обычной муки . И точно знали лишь день , в который начинался песах . Это откуда - то узнавал дядя Аркадий , друг дедушки и бабушки . Он был из Бельц , там жила его родня и отчего - то считалось (ну наверное так и было , я просто не знаю ) , что там оставались евреи , которые все это знали . Дядя Аркадий пел на идиш и аккомпонировал себе на ноже , приложив его к губам .
Это самое яркое воспоминание детства . А других еврейских праздников дома не отмечали вовсе . Только одна из моих прабабок (у моей бабушки было целых четыре тетки ) , пела песенку , я слов конечно не помню всех , только что - то вроде "когда у евреев , когда у евреев йом Кипер наступает , все евреи , все евреи горько плачут и рыдают" и соответственно про каждый праздник так .
Бабушкина мама подростком была вынуждена уехать из дома , что был в Пинске . У нее была тяжелая жизнь , в которой не осталось места корням и традициям . Почти не осталось . Только в йом кипур она постилась . А бабушкин отец был из семьи , где соблюдались традиции . Но когда он женился , соблюдать их было во первых не кому , потому что прабабка к тому времени уже долго не жила дома и все позабыла , а во вторых не безопасно ... А вот бабушка моя уже была из детей постреволюции . Детство , как иллюстрации к стихам Багрицкого . Сейчас она с ужасом вспоминает , как ребенком радовалась , вместе с другими пионерами , когда с церкви , стаскивали колокола . Потом вернули правда . Последняя церковь в городе была .
Но при этом , советский атеизм прочно пропитал все ее существо и она просто не в состоянии принимать какую бы то ни было религию . Дед терпимей намного . Видимо все же корни . Его отец из очень религиозной , состоятельной и интеллигентной еврейской семьи . Он порвал с ними связь , женившись на дедовой матери - польке . Это тоже та еще история . Но вот сам дед вырос евреем в значительно большей степени , чем моя бабушка , в крови которой по моему вообще нет не евреев на протяжении очень многих поколений .
То есть , она еврейка конечно . По реакции на жизнь , по манере говорить и думать , но вот религиозный аспект - у нее мимо .
d1se
Apr. 4th, 2007 08:11 pm (UTC)
Спасибо. За Благбаз - отдельно. :-)

У нас тоже "правильно" всей семьей отмечались только Песах и Рош-а-шана, в Йом-Кипур (и у нас произносили Йом-Кипер) на моей памяти никто не постился, кроме пары тетушек.
В то время старшее поколение всего боялось, детей подставить боялись; сложно сказать, как бы мы себя повели, пережив то, что они пережили.
А бабушка, по прежним постам так и ощущается - "из Багрицкого".
tulpanchik
Apr. 4th, 2007 12:42 pm (UTC)
Ирочка как хорошо написала.Мы тоже все собирались у моей бабушки,на Пасхальный седер.Было очень здорово.
d1se
Apr. 4th, 2007 08:01 pm (UTC)
Ура! Как здорово, что у тебя такие же светлые воспоминания!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 92 comments — Leave a comment )